Меню сайта

Форма входа

Категории раздела

Поиск

Статистика

Приветствую Вас, Гость · RSS 07.05.2024, 06:24

Главная » Статьи » Архив

Январь 2008 года - взрывы бытового газа в многоквартирных домах потрясли Россию

(ОАО «Адыггаз» начинает публикацию статей о безопасности использования газа в быту)

         Напомним хронику недавних событий.

9 января 2008 года прогремел взрыв в многоэтажном жилом здании города Казань,

         14 января 2008 года в городе Железноводске Ставропольского края в 48-квартирном пятиэтажном жилом доме на ул. Ленина, 140, произошел взрыв газа.

         В результате взрыва были разрушены четыре квартиры на четвертом и пятом этажах, провисла кровля. В результате взрыва погибли шесть человек, в том числе двое детей.          В тот же день в городе Новокуйбышевске Самарской области в квартире первого подъезда на четвертом этаже пятиэтажного шестиподъездного панельного жилого дома № 8 по ул. Ворошилова произошел взрыв газа. В больнице находятся девять человек, состояние восьми из них удовлетворительное, одного - тяжелое. Еще один человек погиб.     

         Всего по данным МЧС России на 20 января 2008 года с начала года на территории Российской Федерации произошло 9 взрывов бытового газа. При этом погибло 16 человек, среди погибших есть дети. 19 человек ранены. Многие из них на всю оставшуюся жизнь останутся инвалидами. Все пострадавшие их родные и близкие, соседи и просто очевидцы этой ужасной человеческой трагедии испытали тяжелый психологический стресс. Десятки людей в одно мгновение остались без жилья и без всего имущества находившегося в квартирах. Городских власти получили техногенные катастрофы с негативными социальными последствиями.

         Нарушив сложившийся привычный характер управления городским поселением местным властям, в экстренном порядке пришлось организовывать проведение спасательных операций, ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций, организовывать временное расселение жильцов домов, организовывать их питание и обеспечение предметами первой необходимости. Пришлось в экстренном порядке создавать элементарные условия быта, организовывать похороны погибших, нести материальные затраты  по спасению жизнь тяжело раненых, оказывать нуждающимся психологическую помощь.

         Была  нарушена работа всей структуры управления городских поселений. В условиях чрезвычайной ситуации приходится работать всем: спасателям, медикам, правоохранительным органам, связистам, транспортникам и коммунальным службам городов.

         Возникла необходимость затратить огромные средства на восстановление нормальной работы коммунальных сетей, на оказание каждому пострадавшему материальной помощи и различного рода денежных компенсаций родственникам и семьям погибших.

         Остро встает вопрос о восстановлении или новом строительстве жилья  семьям, пострадавшим от взрыва, а это десятки, а то и сотни миллионов рублей.    

         На все эти мероприятия городским бюджетам придется понести незапланированные расходы.

         В условиях траура по погибшим, всеобщей трагедии и человеческого горя, резко возрастает социальное напряжение в обществе, справедливое возмущение горожан на бездействие властей и должностных лиц, не предотвративших беду. Не возможно оценить потери связанные со гибелью людей.

По данным из различных источников (ОАО «Росгазификация», Ростехнадзора, МЧС России, средства массовой информации) в период с 1988 г. по 2001 г. в результате аварий, связанных с эксплуатацией бытового га­зоиспользующего оборудования, в Российской Федерации погибло бо­лее 750 человек.         

Вместе с тем, по данным Ростехнадзора анализ аварий и несчастных случаев на опасных производственных объек­тах газового надзора показывает, что уровень смертности гораздо ниже, чем в жилых домах.

Так за пе­риод с 1990 года по 2002 год на газораспределительных сетях и объектах газопотребления (промышленность, энергетика, коммунальные котель­ные) погибло 139 человек.

Данные по пожарам и взрывам, связанным с использованием газа, подтверждают несоизмеримо больший риск инцидентов и аварий при эксплуатации бытового газоиспользующего оборудования по срав­нению с газораспределительными сетями, объектами энергетики, про­мышленности и транспорта.

В связи, с чем особую тревогу специалистов вызыва­ет тот факт, что именно газовое оборудование жилых зданий, в отли­чие от других объектов, связанных с транспортировкой и использова­нием газа, не попало под действие Федерального закона «О безопас­ности опасных производственных объектов» (№ 116-ФЗ), а вопросы его безопасной эксплуатации практически оказались за пределами право­вого поля.

Принятие Федерального закона «О безопасности опасных произ­водственных объектов» (№ 116-ФЗ) в 1997 г. явилось первым шагом по выведению газового оборудования жилых зданий из сферы деятельно­сти органов Ростехнадзора, как наиболее компетентной организации в области газового надзора.

В 2003 году, когда были введены в действие ПБ 12-529-03 «Правила безопасности систем газораспределения и газопотребления», в п.1.1.5 которых ука­зано, что их действие не распространяется на газовое оборудование жилых зданий, что привело к выведению из под надзора газовой инспекции всех объектов газопотребления бытового назначения.

         Приказом Госстроя РФ N 176, Минэнерго РФ N 56 от 04.08.2000 года было отменено «Положение о техническом обслуживании газового оборудования в жилых домах и общественных зданиях», утвержденных Минтопэнерго Российской Федерации  12.05.1994 года.

Следует отметить, что еще в 1994 году было принято Постанов­ление Правительства Российской Федерации «О государственной жи­лищной инспекции в Российской Федерации» (№ 1086 от 26 сентября 1994 г.), которым в системе Министерства строительства Российской Федерации была создана Главная государственная жилищная инспек­ция и государственные жилищные инспекции субъектов Российской Федерации. В п. 5 «Положения о государственной жилищной инспекции в Российской Федерации», принятого тем же Постановлением Прави­тельства Российской Федерации, говорится, что органы государствен­ной жилищной инспекции осуществляют контроль за соблюдением нормативного уровня и режима обеспечения населения коммунальны­ми услугами (отопление, электро -, водо -, газоснабжение).

Однако, газовым надзором за эксплуатацией ВДГО жилищные ин­спекции не занимались и до 2003 года, и после того, как в 2003 году наступил полный правовой вакуум в части обеспечения безопасной эксплуатации газового оборудования жилых зданий. Хоть и в урезанном (ограниченном)  виде, полномочия жилищным инспекциям предоставили, но не создали действенный механизм надзора за внутридомовым газовым оборудованием в жилых домах.     

Организационно штатно – должностные структуры управлений жилищных ин­спекций субъектов Российской Федерации не предусматривают должностей газовых инспекторов. Отсутствует материально техническая база, нет специалистов и т. д.

Только государст­венная жилищная инспекция Москвы, благодаря энергии и возможностям мэра Москвы Ю. М. Лужкова реально взяла на себя функции государственного надзора за безопасностью ВДГО.

Так, в структуре Государственной жилищной службы города Москвы (Мосжилинспекция» предусмотрен специальный орган - Газовая инспекция, в функции ко­торой входит (приложение 1 к постановлению Правительства Москвы от 18 де­кабря 2001 года № 1144-ПП): «контроль соблюдения порядка приемки в эксплуа­тацию (вновь построенных и отремонтированных) внутридомовых систем газо­снабжения, дымоходов и вентиляции в газифицированных жилых домах и по­мещениях в них; контроль при производстве газоопасных работ; проверка газового оборудования и приборов, применяемых во внутридомовых системах газо­снабжения на, соответствие нормам и правилам, действующим в газовом хозяй­стве, наличие сертификатов соответствия на такие приборы; обеспечение учета и контроля за организациями и предпринимателями без образования юридиче­ского лица, осуществляющих проектирование, монтаж, обслуживание и ремонт внутридомовых систем газоснабжения, дымоходов и вентиляции и обладающая правами выдавать предписания и привлекать к административной ответствен­ности за нарушение правил содержания и ремонта жилых домов».

До сих пор во многих регионах не решены юридические и организационные вопросы обязательности заключения договоров на техническое и аварийное обслуживание газового оборудования жилых зданий.

Комплексное сочетание перечисленных выше фактов привело к  значительному ухудшению показателей аварийности при эксплуатации газового оборудования жилых зданий в целом и газоиспользующего оборудования жилых помещений в частности в период с 2003 года по настоящее время.

С 2005 года на государственном уровне оплата за техническое обслуживание ВДГО была исключена из тарифа на газ, что так же негативно отразилось на безопасной эксплуатации газового оборудования жилых зданий.

        Потребители неискушенные в тонкостях формирования цены на газ отказываются от договорных отношений, так как считают, что с них хотят получить оплату за техобслуживание газовых приборов незаконно, ведь раньше его обслуживали «бесплатно».

Это привело к ситуации когда, для того чтобы заработать в среднем от 40 до 100 рублей в год с одной квартиры специализированной эксплуатационной организации - ГРО необходимо нести затраты на рекламу, заключить гражданско – правовые договоры на техобслуживание с абонентами, (а их десятки миллионов по стране), создать базу данных абонентов, организовать информирование жильцов, прием оплаты и контроль за техническим состоянием газового оборудования, то есть техническое обслуживание ВДГО стало не выгодно, а порой и убыточно для газовых предприятий.

        Ряд газораспределительных организаций просто отказались от этого вида услуг, часть из них были вытеснены с рынка организациями, имеющими недостаточную квалификацию, но предлагающие более низкие цены на указан­ные услуги.

        ОАО «Адыггаз» осталось на данном рынке услуг, при этом за последние пять лет количество обслуживаемых абонентов значительно снизилось.

        В последнее время газораспределительные организации и в их числе ОАО «Адыггаз» занимают все более активную пози­цию в вопросах освоения рынка технического обслуживания и ремон­та газового оборудования жилых зданий, но утерянные позиции восста­навливать весьма сложно.

Особую тревогу вызывают многоквартирные дома не относящиеся к государственному или муниципальному жилому фонду.

Это жилой фонд различных ведомств, ЖСК, ТСЖ, МЖК и т. д. В этих домах техническое обслуживание газового оборудования, в том числе относящегося к общему имуществу дома, не производилось годами.

С 2004 года резко возросло количество взрывов бытового газа в многоквартирных домах.

За 6 месяцев осенне-зимнего периода 2005 - 2006 годах было превышено   среднегодовое   количество   летальных   исходов   при   эксплуатации ВДГО.          Первоначальное предположение о том, что этот факт был связан исключительно с аномально низкими температурами воз­духа, не подтвердилось, так как повышение уровня аварийности оказалось равномерным по всей территории страны.

Аналогичный период 2006-2007 годов характеризовался ано­мально высокими температурами, однако негативные тенденции повышения уровня аварийности сохранились.

При общем количественном росте летальных исходов отмечает­ся тенденция относительного увеличения (до 30%) инцидентов, вы­званных причинами, не связанными с отравлением угарным газом. Основными причинами гибели людей являются утечки газа, связанные с пло­хим техническим состоянием газового оборудования жилых зданий, са­мовольным подключением и ремонтом газоиспользующего оборудова­ния, нарушением правил пользования газом. Именно эти причины являются результатом полной бесконтроль­ности эксплуатации газового оборудования жилых зданий со стороны государства. Дополнительную опасность для общества несет увеличение количества попыток суицида с использованием бы­тового газа в многоквартирных домах.

Основными поражающими факторами при несчастных и смертельных случаях, связанных с эксплуатацией бытового газоиспользующего обору­дования являются: угарный газ, ударная волна при взрыве, вторичные удары поврежденными конструкциями зданий и тепловое излу­чение при пожаре.

В период 2005 - 2007 гг. случаи взрывов и пожаров при эксплуа­тации ВДГО отмечались практически во всех регионах Российской Федерации. Региональная равномерность повышения уровня аварий­ности при эксплуатации газового оборудования жилых зданий, идентич­ные тенденции роста аварийности при использовании природного и сжиженных углеводородных газов (СУГ) подтверждают системный ха­рактер опасности.

На уровень безопасности и эффективности использования газа большое влияние оказывает низкий технический уровень находящегося в эксплуатации оборудования. По имеющимся данным сегодня у потреби­телей газа многоквартирных и жилых домов установлено около 80 % еди­ниц морально устаревшего и изношенного газоиспользующего оборудо­вания, не отвечающего современным требованиям безопасности при его эксплуатации.

В России никогда не проводилась полномасштабная техническая инвентаризация бытового газоиспользующего оборудования.

Период экономических преобразований сильно ударил по доходам населения страны и предприятий ЖКХ, что так же отрицательно сказалось на возможности своевременной замены и модернизации газоиспользующего оборудования, размещенного в многоквартирных и жилых домах.

Фактором, негативно влияющим на уровень безо­пасности и эффективности использования газа в быту, является отсут­ствие установленного на законодательном уровне порядка содержания и ремонта газового оборудования жилых зданий, а также регламентирован­ных критериев оценки надлежащего технического состояния бытового га­зоиспользующего оборудования.

         Аварийность ВДГО имеет глубокие корни, связанные с нерешен­ными законодательными, нормативными и техническими проблемами жилищно-коммунального комплекса, которые характерны не только для России, но и многих стран СНГ. Достаточно вспомнить недавние ава­рии с взрывами газа на Украине и в Молдове.

         В сложившейся ситуации на государственном уровне необходимо принять экстренные меры по исправлению ранее допущенных ошибок в вопросе обеспечения безопасного использования газа в быту, обеспечив четкое правовое регулирование отношений в сфере содержания внутридомового газового оборудования и безопасности использования газа в жилых зданиях.

Взрывы газа, произошедшие в январе 2008 года в Воронеже, Ка­зани, Новокуйбышевске, Железноводске, приведшие к человеческим жертвам свидетельствуют о том, что проблемы состояния и обслуживания ВДГО носят системный характер. Поэтому их решение требует принятия соответствующих системных мер, первой из которых должно стать введение действен­ного (обеспеченного ресурсами) государственного надзора за безопас­ной эксплуатацией ВДГО.

Взрывы бытового газа происходили, и будут происходить в России до тех пор, пока каждый из нас не осознает свою личную ответственность за безопасность в жилом доме, квартире и в многоквартирном доме в целом.
| Автор: Никитенко Г.А.
ОАО "Адыггаз" © 2024