(ОАО «Адыггаз» начинает публикацию статей о безопасности использования газа в быту)
Напомним хронику недавних событий.
9 января 2008 года прогремел взрыв в многоэтажном жилом здании города Казань,
14 января 2008 года в городе Железноводске Ставропольского края в 48-квартирном пятиэтажном жилом доме на ул. Ленина, 140, произошел взрыв газа.
В результате взрыва были разрушены четыре квартиры на четвертом и пятом этажах, провисла кровля. В результате взрыва погибли шесть человек, в том числе двое детей. В тот же день в городе Новокуйбышевске Самарской области в квартире первого подъезда на четвертом этаже пятиэтажного шестиподъездного панельного жилого дома № 8 по ул. Ворошилова произошел взрыв газа. В больнице находятся девять человек, состояние восьми из них удовлетворительное, одного - тяжелое. Еще один человек погиб.
Всего по данным МЧС России на 20 января 2008 года с начала года на территории Российской Федерации произошло 9 взрывов бытового газа. При этом погибло 16 человек, среди погибших есть дети. 19 человек ранены. Многие из них на всю оставшуюся жизнь останутся инвалидами. Все пострадавшие их родные и близкие, соседи и просто очевидцы этой ужасной человеческой трагедии испытали тяжелый психологический стресс. Десятки людей в одно мгновение остались без жилья и без всего имущества находившегося в квартирах. Городских власти получили техногенные катастрофы с негативными социальными последствиями.
Нарушив сложившийся привычный характер управления городским поселением местным властям, в экстренном порядке пришлось организовывать проведение спасательных операций, ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций, организовывать временное расселение жильцов домов, организовывать их питание и обеспечение предметами первой необходимости. Пришлось в экстренном порядке создавать элементарные условия быта, организовывать похороны погибших, нести материальные затраты по спасению жизнь тяжело раненых, оказывать нуждающимся психологическую помощь.
Была нарушена работа всей структуры управления городских поселений. В условиях чрезвычайной ситуации приходится работать всем: спасателям, медикам, правоохранительным органам, связистам, транспортникам и коммунальным службам городов.
Возникла необходимость затратить огромные средства на восстановление нормальной работы коммунальных сетей, на оказание каждому пострадавшему материальной помощи и различного рода денежных компенсаций родственникам и семьям погибших.
Остро встает вопрос о восстановлении или новом строительстве жилья семьям, пострадавшим от взрыва, а это десятки, а то и сотни миллионов рублей.
На все эти мероприятия городским бюджетам придется понести незапланированные расходы.
В условиях траура по погибшим, всеобщей трагедии и человеческого горя, резко возрастает социальное напряжение в обществе, справедливое возмущение горожан на бездействие властей и должностных лиц, не предотвративших беду. Не возможно оценить потери связанные со гибелью людей.
По данным из различных источников (ОАО «Росгазификация», Ростехнадзора, МЧС России, средства массовой информации) в период с 1988 г. по 2001 г. в результате аварий, связанных с эксплуатацией бытового газоиспользующего оборудования, в Российской Федерации погибло более 750 человек.
Вместе с тем, по данным Ростехнадзора анализ аварий и несчастных случаев на опасных производственных объектах газового надзора показывает, что уровень смертности гораздо ниже, чем в жилых домах.
Так за период с 1990 года по 2002 год на газораспределительных сетях и объектах газопотребления (промышленность, энергетика, коммунальные котельные) погибло 139 человек.
Данные по пожарам и взрывам, связанным с использованием газа, подтверждают несоизмеримо больший риск инцидентов и аварий при эксплуатации бытового газоиспользующего оборудования по сравнению с газораспределительными сетями, объектами энергетики, промышленности и транспорта.
В связи, с чем особую тревогу специалистов вызывает тот факт, что именно газовое оборудование жилых зданий, в отличие от других объектов, связанных с транспортировкой и использованием газа, не попало под действие Федерального закона «О безопасности опасных производственных объектов» (№ 116-ФЗ), а вопросы его безопасной эксплуатации практически оказались за пределами правового поля.
Принятие Федерального закона «О безопасности опасных производственных объектов» (№ 116-ФЗ) в 1997 г. явилось первым шагом по выведению газового оборудования жилых зданий из сферы деятельности органов Ростехнадзора, как наиболее компетентной организации в области газового надзора.
В 2003 году, когда были введены в действие ПБ 12-529-03 «Правила безопасности систем газораспределения и газопотребления», в п.1.1.5 которых указано, что их действие не распространяется на газовое оборудование жилых зданий, что привело к выведению из под надзора газовой инспекции всех объектов газопотребления бытового назначения.
Приказом Госстроя РФ N 176, Минэнерго РФ N 56 от 04.08.2000 года было отменено «Положение о техническом обслуживании газового оборудования в жилых домах и общественных зданиях», утвержденных Минтопэнерго Российской Федерации 12.05.1994 года.
Следует отметить, что еще в 1994 году было принято Постановление Правительства Российской Федерации «О государственной жилищной инспекции в Российской Федерации» (№ 1086 от 26 сентября 1994 г.), которым в системе Министерства строительства Российской Федерации была создана Главная государственная жилищная инспекция и государственные жилищные инспекции субъектов Российской Федерации. В п. 5 «Положения о государственной жилищной инспекции в Российской Федерации», принятого тем же Постановлением Правительства Российской Федерации, говорится, что органы государственной жилищной инспекции осуществляют контроль за соблюдением нормативного уровня и режима обеспечения населения коммунальными услугами (отопление, электро -, водо -, газоснабжение).
Однако, газовым надзором за эксплуатацией ВДГО жилищные инспекции не занимались и до 2003 года, и после того, как в 2003 году наступил полный правовой вакуум в части обеспечения безопасной эксплуатации газового оборудования жилых зданий. Хоть и в урезанном (ограниченном) виде, полномочия жилищным инспекциям предоставили, но не создали действенный механизм надзора за внутридомовым газовым оборудованием в жилых домах.
Организационно штатно – должностные структуры управлений жилищных инспекций субъектов Российской Федерации не предусматривают должностей газовых инспекторов. Отсутствует материально техническая база, нет специалистов и т. д.
Только государственная жилищная инспекция Москвы, благодаря энергии и возможностям мэра Москвы Ю. М. Лужкова реально взяла на себя функции государственного надзора за безопасностью ВДГО.
Так, в структуре Государственной жилищной службы города Москвы (Мосжилинспекция» предусмотрен специальный орган - Газовая инспекция, в функции которой входит (приложение 1 к постановлению Правительства Москвы от 18 декабря 2001 года № 1144-ПП): «контроль соблюдения порядка приемки в эксплуатацию (вновь построенных и отремонтированных) внутридомовых систем газоснабжения, дымоходов и вентиляции в газифицированных жилых домах и помещениях в них; контроль при производстве газоопасных работ; проверка газового оборудования и приборов, применяемых во внутридомовых системах газоснабжения на, соответствие нормам и правилам, действующим в газовом хозяйстве, наличие сертификатов соответствия на такие приборы; обеспечение учета и контроля за организациями и предпринимателями без образования юридического лица, осуществляющих проектирование, монтаж, обслуживание и ремонт внутридомовых систем газоснабжения, дымоходов и вентиляции и обладающая правами выдавать предписания и привлекать к административной ответственности за нарушение правил содержания и ремонта жилых домов».
До сих пор во многих регионах не решены юридические и организационные вопросы обязательности заключения договоров на техническое и аварийное обслуживание газового оборудования жилых зданий.
Комплексное сочетание перечисленных выше фактов привело к значительному ухудшению показателей аварийности при эксплуатации газового оборудования жилых зданий в целом и газоиспользующего оборудования жилых помещений в частности в период с 2003 года по настоящее время.
С 2005 года на государственном уровне оплата за техническое обслуживание ВДГО была исключена из тарифа на газ, что так же негативно отразилось на безопасной эксплуатации газового оборудования жилых зданий.
Потребители неискушенные в тонкостях формирования цены на газ отказываются от договорных отношений, так как считают, что с них хотят получить оплату за техобслуживание газовых приборов незаконно, ведь раньше его обслуживали «бесплатно».
Это привело к ситуации когда, для того чтобы заработать в среднем от 40 до 100 рублей в год с одной квартиры специализированной эксплуатационной организации - ГРО необходимо нести затраты на рекламу, заключить гражданско – правовые договоры на техобслуживание с абонентами, (а их десятки миллионов по стране), создать базу данных абонентов, организовать информирование жильцов, прием оплаты и контроль за техническим состоянием газового оборудования, то есть техническое обслуживание ВДГО стало не выгодно, а порой и убыточно для газовых предприятий.
Ряд газораспределительных организаций просто отказались от этого вида услуг, часть из них были вытеснены с рынка организациями, имеющими недостаточную квалификацию, но предлагающие более низкие цены на указанные услуги.
ОАО «Адыггаз» осталось на данном рынке услуг, при этом за последние пять лет количество обслуживаемых абонентов значительно снизилось.
В последнее время газораспределительные организации и в их числе ОАО «Адыггаз» занимают все более активную позицию в вопросах освоения рынка технического обслуживания и ремонта газового оборудования жилых зданий, но утерянные позиции восстанавливать весьма сложно.
Особую тревогу вызывают многоквартирные дома не относящиеся к государственному или муниципальному жилому фонду.
Это жилой фонд различных ведомств, ЖСК, ТСЖ, МЖК и т. д. В этих домах техническое обслуживание газового оборудования, в том числе относящегося к общему имуществу дома, не производилось годами.
С 2004 года резко возросло количество взрывов бытового газа в многоквартирных домах.
За 6 месяцев осенне-зимнего периода 2005 - 2006 годах было превышено среднегодовое количество летальных исходов при эксплуатации ВДГО. Первоначальное предположение о том, что этот факт был связан исключительно с аномально низкими температурами воздуха, не подтвердилось, так как повышение уровня аварийности оказалось равномерным по всей территории страны.
Аналогичный период 2006-2007 годов характеризовался аномально высокими температурами, однако негативные тенденции повышения уровня аварийности сохранились.
При общем количественном росте летальных исходов отмечается тенденция относительного увеличения (до 30%) инцидентов, вызванных причинами, не связанными с отравлением угарным газом. Основными причинами гибели людей являются утечки газа, связанные с плохим техническим состоянием газового оборудования жилых зданий, самовольным подключением и ремонтом газоиспользующего оборудования, нарушением правил пользования газом. Именно эти причины являются результатом полной бесконтрольности эксплуатации газового оборудования жилых зданий со стороны государства. Дополнительную опасность для общества несет увеличение количества попыток суицида с использованием бытового газа в многоквартирных домах.
Основными поражающими факторами при несчастных и смертельных случаях, связанных с эксплуатацией бытового газоиспользующего оборудования являются: угарный газ, ударная волна при взрыве, вторичные удары поврежденными конструкциями зданий и тепловое излучение при пожаре.
В период 2005 - 2007 гг. случаи взрывов и пожаров при эксплуатации ВДГО отмечались практически во всех регионах Российской Федерации. Региональная равномерность повышения уровня аварийности при эксплуатации газового оборудования жилых зданий, идентичные тенденции роста аварийности при использовании природного и сжиженных углеводородных газов (СУГ) подтверждают системный характер опасности.
На уровень безопасности и эффективности использования газа большое влияние оказывает низкий технический уровень находящегося в эксплуатации оборудования. По имеющимся данным сегодня у потребителей газа многоквартирных и жилых домов установлено около 80 % единиц морально устаревшего и изношенного газоиспользующего оборудования, не отвечающего современным требованиям безопасности при его эксплуатации.
В России никогда не проводилась полномасштабная техническая инвентаризация бытового газоиспользующего оборудования.
Период экономических преобразований сильно ударил по доходам населения страны и предприятий ЖКХ, что так же отрицательно сказалось на возможности своевременной замены и модернизации газоиспользующего оборудования, размещенного в многоквартирных и жилых домах.
Фактором, негативно влияющим на уровень безопасности и эффективности использования газа в быту, является отсутствие установленного на законодательном уровне порядка содержания и ремонта газового оборудования жилых зданий, а также регламентированных критериев оценки надлежащего технического состояния бытового газоиспользующего оборудования.
Аварийность ВДГО имеет глубокие корни, связанные с нерешенными законодательными, нормативными и техническими проблемами жилищно-коммунального комплекса, которые характерны не только для России, но и многих стран СНГ. Достаточно вспомнить недавние аварии с взрывами газа на Украине и в Молдове.
В сложившейся ситуации на государственном уровне необходимо принять экстренные меры по исправлению ранее допущенных ошибок в вопросе обеспечения безопасного использования газа в быту, обеспечив четкое правовое регулирование отношений в сфере содержания внутридомового газового оборудования и безопасности использования газа в жилых зданиях.
Взрывы газа, произошедшие в январе 2008 года в Воронеже, Казани, Новокуйбышевске, Железноводске, приведшие к человеческим жертвам свидетельствуют о том, что проблемы состояния и обслуживания ВДГО носят системный характер. Поэтому их решение требует принятия соответствующих системных мер, первой из которых должно стать введение действенного (обеспеченного ресурсами) государственного надзора за безопасной эксплуатацией ВДГО. Взрывы бытового газа происходили, и будут происходить в России до тех пор, пока каждый из нас не осознает свою личную ответственность за безопасность в жилом доме, квартире и в многоквартирном доме в целом.
|